Открыть меню

Робототехника LEGO MINDSTORMS

 

RoboSTEM-2018

Итак, первый вид конкурсов/соревнований на фестивале — это спортивная робототехника.

Макеты полей в PDF

 

ВНИМАНИЕ!

  • Участник (и команда) может соревноваться не больше, чем на 2-х трассах (в своей возрастной категории). Однако, есть VI категория (для всех), и более младшие могут участвовать в ней дополнительно. Таким образом,  можно выбрать для участия 2 трассы  в своей возрастной и еще 2 в VI категории.  
  • В команде обязательно не более 2-х человек (участник может быть только в одной команде).
  • Роботов можно привозить уже собранными.
  • В большинстве соревнований будет по 2 попытки, обе попытки будут сразу (без перерыва). В форс-мажорных ситуациях (удалилась программа, неожиданно закончился заряд аккумулятора, вы от волнения забыли что-то) судьи на соревнованиях помогут, не переживайте. Готовьтесь спокойно.
  • Во время подготовки можно будет тренироваться в помещениях, где непосредственно будут проводиться соревнования.
  • В ситуациях, когда используются ручные секундомеры, то 0.3 секунды — это погрешность (человеческий фактор) и результаты команд будут считаться равными. Т.е. если разность в результатах команд будет меньше 0.3 с — это равные результаты. В случае равных результатов победителями признаются все эти команды (если в 0.3 с «уместились» результаты 3-х команд,  то будет 3 победителя; но тогда нет 2 и 3 места). 
  •  Ограничения команд от одной организации нет.

 

Робототехника «LEGO MINDSTORMS»

I возрастная категория (до 4 класса включительно) 

  • Кегельринг (робот 20х20х20 см; вытолкнуть кегли, но не уронить их)
  • Биатлон (без подставок; 2 кегли сбить; 2 кегли привезти, но не уронить)
  • Чертежник (робот 20х20 см; придумать крепление маркера и нарисовать роботом заданный чертеж; датчиков нет)
  • Линия (робот 20х20 см; без передач; без регуляторов (ПД, ПИД…); честность будем проверять)
  • Триатлон (кегельринг + линия + биатлон, а робот всего один и 20х20 см)

Зарегистрироваться (I категория)

 

II возрастная категория (5 класс)

  • Кегельринг-КВАДРО (робот 20х20 см; кегли «белые» и «НЕбелые»; выбить «белые»)
  • Биатлон (без подставок; 2 кегли сбить; 2 кегли привезти, но не уронить)
  • Траектория (робот 20х20 см; проехать по тонкой линии через прямые углы, перекрестки, зигзаги…)
  • Гонка шагающих роботов (робот 20х20 см, всего 2 мотора)
  • Чертежник (робот 20х20 см; придумать крепеж для маркера; надо уметь поднимать и опускать маркер; датчиков нет)

Зарегистрироваться (II категория)

 

III возрастная категория (6 класс)

  • Биатлон (робот 20х20 см; подставки 10 см; 2 кегли сбить, 2 кегли привезти)
  • Кегельринг-КВАДРО (робот 20х20 см; кегли «белые» и «НЕбелые», выбить «НЕбелые»)
  • Шорт-трек (робот 20х20 см; гонка по тонкой линии; 1 круг; сумма 2-х лучших попыток из трех)
  • Траектория (робот 20х20 см; проехать по тонкой линии через прямые углы, перекрестки, зигзаги и инверсные элементы…)
  • Кегельринг 3/3 (робот 20х20 см, может менять размеры до 30х30; всего 6 кеглей: 3 черных и 3 белых; выбить «НЕбелые»)
  • Сумо (белое поле; робот 20х20х20 см; 1000 г) 

Зарегистрироваться (III категория)

 

IV возрастная категория (7 класс)

  • Биатлон-КВАДРО (робот 20х20 см; подставки 5 см; черные и белые кегли; сбить белые)
  • Шорт-трек (робот 20х20 см; гонка по тонкой линии; 1 круг; сумма 2-х лучших попыток из трех)
  • Траектория (робот 20х20 см; проехать по тонкой линии через прямые углы, перекрестки, зигзаги и инверсные элементы…)
  • Кегельринг 3/3 (робот 20х20 см, может менять размеры до 30х30; всего 6 кеглей: 3 черных и 3 белых; выбить «белые»)
  • Кегельринг (робот 20х20 см; всего 8 кеглей (3 цвета: черный, белый и оранжевый); белые — за пределы черной линии, черные оставить внутри круга, оранжевые — на черной линии (чтобы большая часть кегли была на черной); кегли «тонкие» = на основе тонких банок 0,33)

Зарегистрироваться (IV категория)

 

V возрастная категория (8-9 класс)

  • Биатлон-КВАДРО (робот 20х20 см; подставок нет; черные и белые кегли; сбить белые)
  • Кегельринг-МАКРО (робот 25х25см; большое поле; 4 черных и 4 белых кегли; выбить белые; обязательно определять цвет)
  • Шорт-трек (робот 20х20 см; гонка по тонкой линии; 2 круга; сумма 2-х лучших попыток из трех)
  • Траектория (робот 20х20 см; проехать по тонкой линии через прямые углы, перекрестки, зигзаги и инверсные элементы…)
  • Сложная линия (робот 20х20см; тонкая линия; есть инверсный участок)
  • Ломаная стенка (робот 25х25см; движение робота вдоль произвольной стенки)

Зарегистрироваться (V категория)

 

VI возрастная категория (с 3 до 11 класса включительно) — для всех желающих

 Зарегистрироваться  (VI категория)

 

Обсуждение: 9 комментариев
  1. Анатолий:

    Добрый день!
    Может ли в команду входить человек «классом ниже» (в категории «8 классы» ученик 7 класса)?

    Ответить
    1. koposov:

      Да.

      Ответить
  2. Анатолий:

    Добрый день!

    Подставка в биатлоне закреплена или нет?

    Ответить
    1. koposov:

      Нет, не закреплена.
      Если пытаетесь зарегистрировать после завершения регистрации — напишите в почту.

      Ответить
  3. koposov:

    http://robostem.ru/wp-content/uploads/2016/11/marker.jpg — маркер для чертежника будет таким.

    Ответить
  4. Владислав:

    Ок. В целом ваша позиция понятна.

    Но все-таки предложу вам рассмотреть возможность изменения следующих регламентов:
    — Сумо:
    1. Заменить формулировку «половина корпуса» на «полный выход робота из соревновательной зоны (из ринга). Неточное определение «половина корпуса» будет вызывать разночтения, как у выталкивающего, так и выталкиваемого. Как мне кажется, гораздо проще и понятнее для всех было бы проведение соревнования на «таблетке» и простая фиксация касания поверхности стола на котором находится «таблетка».
    2. В V возрастной категории разрешить роботам изменять свои размеры в процессе соревнования. Всё же это категория для широкой возрастной категории, а не только для младших школьников. Пусть участники смогут применить различные технические решения и конструкции.

    — Общего регламента в части касающейся двух попыток подряд:
    1. Не мне вам рассказывать, что можно написать даже не 2, а 22 программы и даже больше, а фактически ни одна из них не сработает так как хочется. Невозможно предусмотреть все внешние факторы (например, освещенность помещения или отражательная способность материала поля), а также полноту их влияния на результат робота заранее. Это частично можно решить лишь дав возможность участникам проводить тренировочные заезды прямо на соревновательном поле, либо все же предоставить участникам право внести корректировки в свою программу между попытками.. Сразу же скажу, что размещение тренировочного поля в одном помещении с соревновательным еще не является гарантией полной идентичности внешних факторов (проверено на личном опыте).

    — Большая линия
    1. Как мне кажется, «загоняя» участников в 30 секунд, заведомо отсекаются новички, которые пока не могут пройти эту трассу за это время. Все мы знаем, что эта трасса нормально проходится за гораздо меньшее время, вплоть до 11 секунд, но чтобы достичь такого результата нужно иметь достаточный опыт. Считаю, что максимального времени в 60 секунд будет вполне достаточно, чтобы максимально возможное число участников прошло эту трассу.

    Замечания:
    В регламентах Сумо, что цвет ринга, что цвет границы — белые. Прошу уточнить каких цветов и ринг и граница ринга.

    Заранее благодарен за ответы.

    Ответить
    1. koposov:

      Спасибо за комментарий.
      1. Ринг белый. Исправил, спасибо.
      2. В сумо добавил «Больше, чем половиной корпуса».
      3. 30 секунд — это вполне нормально. В 2015 году решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) одобрена ПРИМЕРНАЯ
      ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Там есть алгоритмы движения по линии. В книжке Филиппова приведены все алгоритмы. Мы постарались, чтобы на фестивале было достаточное число номинаций, чтобы можно было выбрать в какой участвовать и к выбору подойти ответственно.
      4. В некоторых соревнованиях будут 3 попытки и выбор двух лучших, но без перерыва. Перерыва не будет.

      Приезжайте к нам в гимназию, с удовольствием прокомментирую каждую позицию (почему так, а не иначе). Всегда рад общению. Спасибо.

      Тренеров команд прошу не волноваться. Самый главный принцип фестиваля: «Все в пользу ребенка!», а регламенты… ну ведь какие-то регламенты должны быть.
      Например, приедут на Большую линию всего 3 команды и у всех по 45 секунд. И вы думаете мы будем упираться в регламент? 🙂
      Еще раз отмечу, что судьи будут не «манекены» во время тренировок. Одной из задач у них будет прогнозирование проблем. 🙂

      Ответить
  5. Владислав:

    Уважаемый Денис Геннадьевич!

    Есть ряд вопросов по Регламентам.

    1. В чем смысл одновременного проведения 2х попыток подряд? Если у участника в программе какая-то ошибка, то он, что первую, что вторую попытку (при отсутствии возможности что-либо исправить в программе) выполнит одинаково неудачно.
    2. Использование ручного секундомера. В целом смысл понятен. Вот только неясно как быть в случае когда 3 и более участников окажутся в этих самых 0,5 секунды. Прошу уточнить как быть в этой ситуации или остается только взвешивать роботов?
    3. На странице с описанием видов соревнований в категории Lego, указано, что Сумо будет проводиться для II и V возрастных групп. В программе Фестиваля указано, что Сумо пройдет в I и V возрастных группах. В каких возрастных группах все-таки пройдут соревнования Сумо?
    4. Отсутствуют регламенты (как и описание поля) для соревнований «Биатлон» (I возрастная категория) и «Большая линия».
    5. Непонятно «упрощение» соревнований Сумо (хотя бы в V возрастной группе). Без возможности изменять размеры и размещения любых датчиков в любом доступном месте роботы становятся гораздо более однообразны в своей конструкции. Ведь это все-таки V возрастная категория, и участники из старших классов могут изобрести и использовать много разных идей.
    6. Как мне кажется, проведение финальной стадии соревнований Сумо в формате группового турнира, а не в формате «плей-офф», будет менее ажиотажно и более предсказуемо.
    7. Как в Сумо будет определяться «половина корпуса»? Считаю, что гораздо понятнее для всех, и для судей, и для участников, и для зрителей, проведение данного вида соревнований не на плоском поле, а на «таблетке», когда простое касание поверхности стола автоматически означает что робот покинул соревновательную зону.
    8. Будут ли сдаваться роботы в карантин перед началом состязания Лабиринт? Будет ли изменяться конфигурация самого лабиринта непосредственно перед стартом?

    Заранее благодарен за ответы.

    Ответить
    1. koposov:

      Спасибо за вопросы.
      1. У нас будет 2 просторных зала и достаточно места для тренировок на полях, которые будут на соревнованиях, т.е. можно будет запускать робота в залах, где будут проводиться соревнования. Можно выработать стратегию, написать 2 программы и решать этот вопрос сразу. У участников же будет не одна попытка во время тренировок. А вторая попытка нужна т.к. дети волнуются и что-либо забывают (захват заклинит, робота не так поставят и т.д, и т.п.).
      2. У судей будет право определять и нескольких победителей, и нескольких призеров. Взвешиванием, как инструментом сравнения, они тоже могут воспользоваться.
      3. Спасибо, исправил.
      4. Исправил. Спасибо еще раз. В ближайшие дни еще раз проверю все ссылки.
      5. Ограничение на датчик расстояния вполне логично, т.к. из обычного требования «роботы направлены в противоположные стороны» это реально и следует.
      В 5-й категории размер и вес робота очень сильно все усложняют + программа тоже будет многое решать. В 5-й могут участвовать все смелые, а не только старшеклассники. 🙂
      6. Плей-офф может быть очень полезен только при большом числе команд и ограниченном помещении. Мы оптимизируем серию круговых и она НЕ будет очень долгой. Например, если 12 команд, то неправильно сделать 2 группы по 6, а правильно сделать 3 по 4. А финальная круговая система среди 4-х команд очень зрелищна и достаточно скоротечна. При определенном количестве команд возможны стыковые матчи.
      7. Мы проводили (и смотрели, как проводят другие) в таком формате. Это надежный и бесконфликтный вариант. Судьи обычно ждут явного вылета практически всего робота. Если есть хоть какие-то сомнения — они будут ждать явного вылета.
      «Таблетки» не будет.
      8. Да, планировалось (и то, и другое). Однако, многое зависит от участников. Организаторы всегда стараются, чтобы не было ситуации, когда задание никто не выполнил.

      P.S. Судьи должны не только тупо держать секундомер и с мумифицированным лицом что-то записывать в протокол (таких людей мы в судьи не позовем), но и поддерживать участников, шутить, улыбаться, подбадривать, эмоционально реагировать и избегать конфликтных ситуаций. Постараемся, чтобы наши судьи были именно такие. 🙂
      Кроме того, все наши судья будут знать, что такое LEGO MINDSTORMS, как его программировать, и смогут по поведению робота определить, какой алгоритм в нем. Именно поэтому у них будет право отметить кого-то из проигравших за идею, красоту, конструкцию.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 RoboSTEM · МБОУ Гимназия № 24
Архангельский ЦМИТ